Возможно кто-то слышал, что экспорт – это отличный резерв для расширения и роста бизнеса, особенно если вы создаете очень хороший ценный продукт, но было страшно посмотреть в эту сторону. Бывает так, что все новое кажется сложным. В данной статье попробуем рассмотреть немного более детально эту «страшную» тему.
Чтобы немного упростить сам вопрос, разобьем его на несколько частей.
1. Поиск покупателей.
В целом, если вы уже работаете, значит вы что-то точно понимаете в том где найти покупателей. Это могут быть разные каналы коммуникации и наверно сильнейший канал на сегодняшний день – это интернет. Так вот, если вы уже позиционируете себя в интернете и с помощью сайта привлекаете новых клиентов, то найти их за рубежом не составит значительной сложности. Самое простое и быстрое – контекстная реклама (вы можете более подробно изучить ЯндексДирект или GoogleAds). Вы можете в течение 10-14 дней сформировать рекламную кампанию и получить входящий поток. Это не главный пункт в нашей теме и, хотя о нем и можно говорить очень долго, мы перейдем к следующему.
2. Контракт и оформление документов в банке.
Итак, вы получили первые входящие звонки и у вас есть клиент, который заинтересован в сделке. Дальше вам необходимо подписать контракт (обычно для стран СНГ достаточно просто на русском языке, для иностранных компаний обычно требуется на 2 языках – русском и английском). В контракте желательно прописать детально сумму, условия оплаты и поставки товара с обязательным указанием момента перехода права собственности (часто это позволяет сэкономить много нервов из-за потенциальных проблем). В случае если сумма контракта превышает 15 000$ в эквиваленте, то обязательна регистрация паспорта сделки в банке. Это не слишком сложная процедура, вы можете связаться с валютным контролем вашего банка и наверняка вам там помогут.
3. Документы, необходимые клиенту.
Лучше это сразу прояснить на начальном этапе. В зависимости от того, что за товар, могут потребоваться различные сертификаты, но как правило почти всегда требуется сертификат происхождения товара. Оформляется он на готовую партию в течение пары дней в Торгово-промышленной палате.
4. Отгрузочные документы.
Обычно отгрузочным документом при торговле со странами, не входящими в таможенный союз, является Международная транспортная накладная (CMR) и упаковочный лист.
5. Нюансы ценообразования и НДС.
Ключевой момент экспортных отправок – ставка НДС. При экспорте ставка НДС 0%. Это важно помнить. То есть если вы продаете товар за 118 рублей (в том числе 18р НДС), то на экспорт вы продаете этот товар за 100р, не теряя при этом в доходности. Вы берете его к зачету и возмещаете немного позднее (подробнее мы писали чуть ранее здесь).
6. Затаможка и отправка (за пределы таможенного союза).
В случае, когда товар вы отправляете за пределы таможенного союза, вам потребуется его затаможить. Обычно этим занимаются специализированные компании или брокеры. Транспорт может быть найден по договоренности с покупателем. В любом случае предложений сейчас невероятное количество.
7. Взаимодействия с налоговой.
В связи с тем, что при экспорте вы освобождены от обложения НДС, в конце квартала вам придется подтвердить такое право для налоговой документально. Для этого вам необходимо будет предоставить все, подтверждающие отгрузку и вывоз товара из страны, документы. Обычно это контракт, копии накладных (ТН либо CMR, либо и то, и другое). После подачи декларации и предоставления всех документов, налоговая проводит камеральную проверку в результате которой подтверждает (если все было законно) право применения нулевой ставки НДС и возмещает вам НДС (если такая необходимость возникла).
Наша компания с радостью избавит вас от всех вышеперечисленных вопросов и поможет расширить географические границы ваших продаж быстро и без лишних хлопот.